День 1. На СТАРТ!

Сегодня СТАРТовал наш проект! Мы встретились новой международной командой на этот раз в гостеприимной Беларуси. Город Могилев встретил нас солнечной погодой и теплом, где мы проведем неделю в большой международной команде! Сегодня, в первый день нашего молодежного обмена, участники знакомились, делились ожиданиями от мероприятия. Официальное открытие состоялось: мы еще раз вспомнили цели и задачи проекта, поговорили о личных целях и мотивации участия приехавших ребят из Эстонии, Латвии, Грузии и разных городов Беларуси. Ребята узнали, что такое Молодежный паспорт и чем он полезен современному молодому европейцу. Сегодня основными темами дня были гражданственность и участие. Мы познакомились с понятиями и разобрались, чем отличаются они друг от друга. Мы изучали обновленную «Хартию об участии молодежи меньшинств в общественной жизни на местном и региональном уровнях», сравнивали рекомендации из документа с реальной ситуацией в наших странах. Участники попробовали проанализировать и выделили наиболее слабо развитые сферы жизни, касающиеся молодежи.

Общие проблемы ребята из Грузии и Беларуси нашли в сфере политики, направленная на увеличение занятости молодежи и борьбу с безработицей. Ребята из Латвии и Эстонии отмечали антидискриминационную политику как наиболее проблемную сферу в своих странах. Латвийцы говорили так же о политике здравоохранения, а грузины – о политике в отношении половой жизни: запретной теме в Грузии именно с точки зрения ментальности и культуры, что, по мнению молодежи, обуславливает ряд проблем, связанных со здоровьем молодежи. Ребята приводили примеры тех проблем и ситуации из жизни, с которыми сталкиваются на местном уровне. Наиболее «дружелюбными» к молодежи сферами в Эстонии молодежь из числа участников проекта считает политику в области образования и профессиональной подготовки, способствующая участию молодежи в жизни общества, политику мобильности и обменов. Молодежь из Латвии отметила политику в вопросах экологии. В Беларуси для молодежи созданы возможности в области спорта, досуга, в политике доступа к культуре, правам и закону. Грузинские участники выделили как сильные стороны своей страны политику здравоохранения, где особое внимание уделяется превентивным мерам, политику доступа к культуре (акцент на права национальных меньшинств), политику по борьбе с насилием и преступностью.

Блок оказался насыщенным, информативным как с теоретической стороны, так и с практической. Опыт, о котором рассказывали участники помог представителям из других стран сформировать свое представление о возможностях молодежи, предоставляемых на местном и региональных уровнях, найти общие или схожие проблемы. Кроме того, молодежь смогла оценить уровень своих возможностей в соответствии с перечисленными в Хартии рекомендациями.

В завершение дня у участников была хорошая возможность в солнечную погоду посетить мероприятие «Драники-FEST», которое было организовано местной общественной организацией. Под открытым небом участники могли не только погулять под музыку молодых исполнителей города, но и посетить ярмарку прикладного искусства, купить сувениры, и что самое важное попробовать блюдо национальной кухни – драники! А вечером всех ждал приветственный вечер от белорусской команды, где ребята узнали новые интересные факты о Беларуси, истории и современных достижениях страны.

День 2. Миграция: у истоков понятия

В ходе 2го дня работы у молодёжи обмена были заложены базовые для всего проекта понятия и сформировано представление о ситуации с миграцией в странах Европейского союза и конкретных странах участников. Стартовым блоком, предварившим последующее углубленное ознакомление с темой миграции, стало рассмотрение понятий и дефиниций «Миграция», «Беженец», «Трудовой мигрант» «Внутренне перемещенное лицо», «Лицо в поисках убежища». Участники изложили своё видение данных терминов, которое оказалось весьма близко к каноническим вариантам, предлагаемым Европейским комитетом по миграции.

С целью изучения юридического аспекта защищенности каждой из категории мигрантов организаторы обмена предусмотрели проведение занятия «Права различных категорий мигрантов». Для наилучшего усвоения информации, что возможно в малых группах, занятие прошло в инновационном формате «World Cafe», предусматривавшем ознакомление с правами беженцев, трудовых мигрантов, ВПЛ и лиц в поисках убежища на различных станциях различными способами.

Послеобеденные блоки были рассчитаны на формирование у участников обмена полной картины миграционного кризиса в мире и Европе. Проходя путь от общего к частному, молодежь в форме интерактивной презентации рассмотрела ключевые вехи миграционного кризиса, его причины, последствия, конкретные проявления. Особый акцент был сделан на вопросе ксенофобии и исламофобии, их проявлениях в социуме. Участниками была проанализирована политика мультикультурализма и её альтернативы. Завершила формальную часть дня работа в группах по странам для представления миграционной политики в Беларуси, Грузии, Латвии и Эстонии. Молодёжь ознакомилась с позитивным опытом и актуальными проблемами каждой из стран, получила положительные практики, которые можно было бы использовать по возвращении к себе домой.

Хорошим закреплением информации по тематике межнациональных отношений стал межкультурный вечер Грузии, Латвии и Эстонии. Молодёжь в неформальном виде познакомилась с культурами и обычаями стран обмена, укрепила дружеские связи.

День 3. Вся жизнь — театр

Третий день проекта открывала ролевая игра «Принять или не принять», в ходе которой участники пытались интегрироваться в искусственно созданное общество. Перед участником открывалась возможность на собственном опыте испытать те эмоции и чувства, которые мигранты испытывают при принятии и не принятии их обществом. На рефлексии были получены результаты, показывающие тот факт, что участники окончательно втянулись в тему проекта со всех сторон. Третий день, в отличие от предыдущих был направлен на эмоциональную составляющую вопроса о миграции.

Вторая часть дня, так же была посвящена эмоциональной части проекта: молодые люди приняли участие в таком мероприятии как «Форум-театр». Сначала перед участникам стояла задача смоделировать ситуации, затрагивающие самые актуальные вопросы о мигрантах. После этого и объяснения правил они поделились на группы и написали сценарии маленьких постановок, обязательно, заканчивающиеся трагедией. После того, как каждая группа представила свою сценку, она повторяла постановку, походу которой каждый мог выйти и заменить любого персонажа для того, чтобы попытаться избежать трагического финала.
Этот метод неформального образования произвёл сильное впечатление на участников и заставил задуматься о поведении общества и себя в частности по отношению к мигрантам.

День 4. От теории проблемы к решению на практике

Весь день был посвящен конкретным механизмам, наглядным примерам решения общественной проблемы в масштабе принимающего города Могилева. Участники были приняты в Могилевское отделение общества Красного Креста, базовой общественной организации, занимающейся проблемами такой категории мигрантов как беженцы. Сотрудники Красного Креста познакомили молодёжь обмена с реализующимися в городе проектами по помощи беженцам, их адаптацией на местах, механизмами интеграции в принимающее общество. Особое внимание было уделено проектам по помощи украинским беженцам, активно прибывающим в Могилевскую область начиная с 2014 г. В данном отношении, как признали участники из разных стран, Беларусь имеет образцовый опыт по созданию необходимых условий для беженцев, поселяющихся в Беларуси. Немаловажную роль в этом имеет значимая государственная поддержка, финансовая и административная, в деле размещения слабозащищенных категорий мигрантов.

Другим институтом, участвующем в решении проблем местных сообществ, в т.ч. и проблем мигрантов, является третий сектор, сектор негосударственных организаций Беларуси. С этой целью была реализована тематическая экскурсия по городу, посвященная деятельности могилевского Центра городских инициатив (ЦГИ). ЦГИ представляет собой наиболее эффективную и узнаваемую городскую негосударственную организацию, которая за несколько лет своего существования организовала десятки крупных проектов регионального масштаба, в т.ч. «Городской пикник», «Мастацтва на колах», «Free wi-fi zone» на Советской площади. Представители организации рассказали о своих проектах по помощи слабозащищенным категориям населения, в т.ч. мигрантов, продемонстрировали объекты, на которых они работали и рассказали о них.
День завершила City Game, которая была призвана познакомить молодёжь с культурными и историческими достопримечательностями города. Также в игру были включены станции, сопряженные с темой проекта.

День 5. Через игру к жизни

Ключевым событием пятого дня стала ролевая игра «Бафа-бафа» — универсальный образец симуляции сложностей и проблем, с которыми сталкиваются люди, попадая в другое общество. Разделённые на 2 культуры, альфа и бета, и живущие по разным правилам, участники сталкиваются с новым для себя миром при переводе в другую культуру. Посредством этого проявляются важнейшие для понимания положения мигрантов ситуации: то, как ведет себя принимающее общество при появлении новичков, то, как быстро новички усваивают правила другой культуры, каким образом они пытаются вжиться в неё. Несмотря на свой игровой вид, «Бафа-бафа» стала одним из самых содержательных блоков всей программы проекта. Она дала участникам обильную пищу для размышлений в разрезе темы проекта, на практике позволила прочувствовать все проблемы мигрантов и процесса интеграции в принимающее общество.

Высоко участники оценили и практическую значимость такого учебного метода как FISHBALL («Аквариум»). Провокационные вопросы, задаваемые модератором в ходе Фишбола, вынудили участников озвучить самые полярные мнения по таким темам как принятие мигрантов в страну сверх установленных квот, обучение детей в школе педагогами в хиджабах, предоставление мигрантам гражданства принимающей страны и т.д. Давая возможность высказаться вне зависимости от резкости суждений каждому желающему, фишбол, тем не менее, стал отличным способом поиска компромиссов по самым резонансным вопросам.

Послеобеденный блок программы также основывался на игровом методе. Участникам было предложено составить модель идеального общества для мигрантов. Для этого необходимо было обобщить трудности, с которыми мигранты сталкиваются в новом для себя обществе, обозначить пути их решения и институты, которые этому будут способствовать. Разделенные на 5 групп, участники представили свои задумки по формированию общества наиболее толерантного и доброжелательного к мигрантам.

Завершился день продолжением знакомства с культурным обликом города Могилева. Этому поспособствовал визит в Могилевский драматический театр, признаваемый одним из лучших в Беларуси. На сцене было представлено одно из самых мрачных и неоднозначных творений русского классика В. Набокова «Камера обскура» в авторской обработке главного режиссера театра Саулюса Варнаса.

День 6. У истоков созидания

Шестой день на обмене стал самым колоритным по проведенным видам активности. Он включал и работу по станциям, и презентации, и воркшопы, и работу над собственными проектами.
Первым блоком дня была избрана созданная лидерами групп специально для данного обмена игра «Ring vestlus». В её основе лежало перемещение участников по станциям, в пределах которых они делали мозговой штурм по теме роли различных институтов в решении проблем мигрантов на местном уровне. Ключевыми игроками в этом процессе участники выделили НГО, органы власти, СМИ, политические партии и само общество. Избранный формат позволил молодёжи быстро и содержательно изложить своё видение влияния каждого из институтов на решение проблем мигрантов.

В ходе обсуждения роли каждого из институтов, участники пришли к заключению, что превалирующим значением в формировании толерантного и доброжелательного отношения к мигрантам в социуме обладают средства масс-медиа. Именно им и были посвящены 2 блока. В их рамках было рассмотрено понятие «коммуникация», её политическая составляющая, значение при формировании общественного мнения. Лежа в основе деятельности СМИ, изучение этого понятия предопределило анализ участниками медиа-механизмов, а также отработку на практике их возможностей влияния на общественное мнение. Молодёжь смогла воочию убедиться в том, что объективной информации может придаваться самое разное эмоциональное значение и самый разный посыл.

Завершением дня стали блоки программы, посвященные проектному менеджменту. Они были нацелены на создание участниками собственных проектов на основе сформировавшихся идей и межнациональных команд и стремлении продолжить сотрудничество в ходе будущих обменов. Определённо помочь в этом была призвана информация о таких базисных элементах написания проектов как «дерево проблем», правила формулирования цели, задач, результатов, критерии «S.M.A.R.T.», понятие индикаторов достижения цели и задач. Участники предложили собственные идеи проектов, которые и легли в основу разбивки по командам. Практическую значимость данной работе придает то, что все проекты находились в русле приоритетов программы Erasmus+ на текущий год.

День 7. Итоги настоящего – уроки на будущее

Логическим продолжением предыдущего дня стала доработка участниками собственных проектов и их презентация. Она прошла в достаточно необычном формате ярмарки проектов. Избавившись от формального вида презентации, участники смогли в интересном и практически неограниченном по времени формате представить свои проекты всем заинтересованным, ответить на возникающие вопросы и привлечь новых людей в свои команды для последующего оформления проектных заявок. Молодёжь обмена представила 5 проектов на всеобщее обозрение в разных сферах деятельности: половое воспитание молодёжи, преодоление национальных стереотипов, борьба с исламофобией, развитие критического мышления и, наконец, повышение молодёжной активности в общественной и политической жизни. Несложно заметить, что каждая из тем имеет высокую актуальность для европейского образовательного пространства. А это значит, что проекты будут востребованы и интересны широкой целевой аудитории.

Заключительной частью обмена стала оценка его результатов самими участниками. Формальная её часть прошла в формате заполнения google-анкеты, содержащей вопросы по контенту и бытовой части мероприятия. Данная информация поможет организаторам в будущем качественно улучшить организацию мероприятия и его смысловое содержание.
Традиционно не обошлось и без эмоциональной рефлексии участников. Для каждого участника нашлись десятки добрых слов от молодёжи из разных стран. А это значит, что все мы увезем с собой не только идеи новых проектов, но и дружеские связи, которые обязательно нас заставят встретиться в рамках новых обменов!

Александр Медведев
Игорь Никитин

Pin It on Pinterest