Студенческое самоуправление рассматривают как особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности.
Со вступлением в Болонский процесс, обязательным условием аккредитации и аттестации вуза станет являться наличие системы воспитательной работы, в том числе наличие органов студенческого самоуправления.

ДИАГНОСТИКА СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Данная диагностика составлена на основании заполненных анкет председателей и других членов студенческих советов общежитий, факультетов и иных студенческих органов столичных и региональных вузов, а также на основании работы в малых группах и общих дискуссий, которые проходили на Международных студенческих семинарах по студенческому самоуправлению, организованном РОМО «Гражданский форум» в партнерстве с молодежными организациями Германии и Украины в сентябре 2010, феврале 2011 и июне 2011 г..

Кандидатам на участие в семинарах было предложено заполнить анкеты, содержащие вопросы о состоянии студенческого самоуправления в их ВУЗе, степени вовлеченности студентов в студенческое самоуправления, взаимоотношениях студенческого самоуправления с администрацией ВУЗов и их подразделений, выполняемых органами студенческого самоуправления функций. Круг опрашиваемых участников (по должностям):  председатели студенческих советов, их заместители, секретари и рядовые члены студсоветов, председатели профбюро факультетов, старосты, руководители студенческих научных обществ и студенческих (экологических, культурных) инициатив.
Полученные анкеты были проанализированы самими участниками семинара без участия организаторов семинара (РОМО «Гражданский форум»), для чего на каждом из семинаров создавалась специальная рабочая группа, анализировавшие не только «свежие» анкеты, но и анкеты-опросники участников прошлых семинаров.
Тем не менее небольшая выборка, а также неравномерность представленности минских и региональных ВУЗов не позволяет говорить о степени развития студенческого самоуправления в целом по Республике Беларусь, но показывает приближенную к реальности картину. Вопросы, получившие однозначные ответы со стороны всех участников или его подавляющего большинства, могут считаться отраженными с высокой степенью однозначности. Вопросы, на которые не был дан однозначный ответ, требуют дальнейшего исследования.
1.    Если подразделить студенчество на 2 части — первую, состоящую из студенческих активистов, участников студенческого самоуправления и студентов с высокой академической успеваемостью (условно назовем эту часть «элитой») и вторую часть, состоящую из студентов, не относящихся к перовой группе (условно назовем эту часть «массой»), то однозначно получен вывод, что студенческая элита проявляет высокий интерес к университетской жизни, на вопрос о заинтересованности массы  («Интересует ли жизнь университета, факультета, общежития основную массу студентов?») однозначный ответ получен не был.

2.    При этом члены студенческого самоуправления не очень часто сталкиваются с критикой этих органов со стороны студентов. Чаще со стороны администрации общежития или факультета.

3.    Студенческие органы лишь иногда принимают непопулярные решения. Опрошенные непопулярными назвали решения о наложении дисциплинарных взысканий на проживающих в общежитии студентов, решения, касающиеся пропускного режима в общежитии, и распределения дежурств.

4.    Поручения от администрации поступают несколько раз в месяц и в основном носят бюрократический характер. Большинство опрошенных согласилось, что студенческие советы зависят больше от администрации, нежели от БРСМ, профкома или даже самих студентов.  Большая зависимость от администрации иллюстрируется также и таким фактом: большинство председателей студенческих советов общежитий г. Минска, получивших официальное приглашение от РОМО «Гражданский форум» к участию в семинаре, по собственной инициативе обратились в администрацию (деканат, ректорат) за разрешением участвовать в данном мероприятии, хотя обязанность согласовывать подобные шаги не установлена ни одним правовым актом ни одного из вузов.

5.    Органы студенческого самоуправления либо вообще не имеют финансовых и материальных ресурсов, либо испытывают их недостаток. Для своей деятельности студсоветы общежитий используют денежные средства факультетов,  БРСМ, профсоюзного комитета, а также личные взносы членов совета.

6.    Большинство из студентов, участвующих в студенческом самоуправлении, являются членами БРСМ. В частности в одном из студенческих советов 16 из 23 участников являются членами данной молодежной организации.

7.    Развитие студенческого самоуправления со стороны участников семинара получило 6,5 балла по десятибалльной шкале.

8.    О таком событии, как выборы органа студенческого самоуправления, большинству студентов известно, но при этом выборы не проходят зрелищно, отсутствует шоу.

9.    В работе студенческих советов принимают участие студенты всех курсов, но количественно доминируют студенты 3-го курса. Это объясняется тем, что студенты младшего курса имеют меньше шансов быть выбранными в студенческий совет из-за своей меньше известности и недостатка авторитета, а старшекурсники, как правило, отходят от активной общественной работы.

10.    Опрошенные, считают, что ребрендинг (изменение название и образа) студенческих органов будет полезен для повышения их авторитета.
Во время семинара было высказано мнение, то для поднятия престижа студенческого самоуправления, необходимо чтобы оно обладало реальными полномочиями (властью) и большей независимостью. При этом студенческое самоуправление «не должно копировать администрацию», то есть не должно реализовывать функции административного органа.
В студенческом самоуправлении вузов как правило сконцентрированы молодые люди, обладающие качествами амбициозности, инициативности, высокими интеллектуальными и коммуникативными способностями, склонностью к лидерству в коллективе.
В студенческом совете, профбюро, иных коллегиальных органах данные студенты приобретают знания о функционировании университета, понятия о делопроизводстве, навыки организации обсуждений, публичных выступлений. Во время выборов в студенческий совет молодые люди на практике апробируют на себе роли центральной избирательной комиссии (счетная и мандатная комиссии), кандидатов, избирателей и др. Фактически, органы студенческого самоуправления способны подготовить как неформального молодежного лидера, так и высококлассного государственного служащего. Для студентов прошедших эту школу, заниматься общественной работой не в новинку, они лучше других понимают принципы работы общественных организаций.

Pin It on Pinterest