Человечество медленными шагами идет по пути интеграции. Это явление на прямую связано с развитием экономики. Почти все страны объединены в большую сеть под названием мировая экономика, которой не выгодно существовать в условиях низкой интеграции. Политическая обособленность и низкая интеграция ведут к снижению товарооборота и инвестиций, а влияние инвестиций не следует недооценивать. Они значительно влияют на объемы производства, занятость населения, структурные экономические показатели и динамику развития различных отраслей. К примеру влияние мультикультурализма на инвестиции можно объяснить следующим образом: бизнесмен не захочет инвестировать деньги туда, где притесняют носителей его культуры. Более того, ситуации могут быть еще сложнее.

Серьёзные культурные конфликты могут приводить страну к изоляции. В качестве иллюстрации этого можно привести Армению, которая является экономически изолированной из-за местного горного ландшафта и конфликтов с мусульманскими Турцией и Азербайджаном на почве геноцида армян и карабахского конфликта. Также повлиял соседний грузино-абхазский конфликт, который оставил Армению без прямого железнодорожного сообщения с Россией. Как результат таких отношений — очень низкий уровень жизни в Армении, безработица, массовая иммиграция армян в страны Запада и СНГ. Однако Кавказских конфликтов можно было бы избежать, если бы политики умели проводить мультикультурную политику, а население было толерантнее. Понятие политики мультикультурализма подразумевает под собой признание прав за этническими и культурными группами. Порой нет более гуманного решения, чем дать автономию или независимость этнической группе, если конфликты крайне сложно разрешить.

Мультикультурализм способствует развитию дружеских отношений между странами, а значит и развитию их экономик. В качестве позитивного примера можно привести взаимоотношения Турции и Германии. В Германии проживает свыше 3 миллионов турок. Турецкая диаспора стала формироваться в начале 60-х годов, когда вместе с притоком первых гастарбайтеров начиналась эпоха так называемого «немецкого экономического чуда». Этот личностный фактор сыграл важную роль в становлении экономических и политических взаимоотношений Турции и Германии. Сегодня Германия является главным экспортером Турции, а Германия воспринимает Турцию как ключевое звено в укреплении партнерских связей с исламскими государствами.
Для некоторых стран политика мультикультурализма является жизненно необходимой. В 1985 г. в Канаде был принят «Акт о мультикультурализме», в котором говорилось о признании мультикультурализма официальной политикой. И это неспроста, в Канаде политика мультикультурализма является средством достижений государственной стабильности. Она способствует устранению разногласий с франкофонским Квебеком. Также можно привести примеры стран, где неумение грамотно проводить политику мультикультурализма привело к сепаратизму и войне.

Мультикультурализм — это понятие политическое, но за политическими понятиями всегда нужно уметь видеть настоящих живых людей, которые окружают нас. Более того, данный вопрос не имеет универсальных ответов, ибо в каждой стране свои культурные особенности и различный этнический состав.

В Беларуси нет крупных культурных групп, которые бы отличались от основной культуры – славянской, европейской. И в таких ситуациях вопросы политической автономности этнических групп не являются актуальными, так как обособление культурных меньшинств будет не на благо экономическому развитию.
Я родился в Минске. Мой папа родом из Армении, а моя мама – белоруска с польскими корнями. Я вырос полностью в белорусской культуре. Я знаю белорусский язык и очень интересуюсь белорусской историей. Но я абсолютно не знаю армянского языка и бывал в Армении лишь два раза за свою жизнь. Кто я? Мне сложно ответить на этот вопрос. Формально я являюсь армянином, но являюсь носителем белорусской культуры. Парадокс! Но из-за моей внешности большинство окружающих вряд ли увидят во мне настоящего белоруса, и никакие знания белорусской истории, языка, культуры вряд ли смогут убедить других в обратном.

С моей точки зрения одной из главных проблем в Беларуси являются не юридические, политические, экономические отношения между культурами, а простые человеческие взаимоотношения. В Беларуси моей семье приходилось сталкиваться с дискриминацией со стороны сотрудников милиции, оскорблениями в общественном транспорте и даже на рабочем месте в одной из самых крупных компаний Беларуси. Мой отец был крайне впечатлен после поездки в Германию. Там он часто замечал мультикультурные компании молодых людей, которые вместе общались и шутили. В Беларуси ему сложнее такое представить. Более того, в Германии он не замечал тех косых взглядов, которые часто бывают в нашей стране. Не хочется этого озвучивать, но многим в Беларуси не помешало бы быть более толерантными. Огорчает еще то, что сегодня слово толерантность пытаются сделать ругательным.

Все люди разные и им свойственно по природе относится плохо к «чужакам». Более того, у каждого свои религиозные или антирелигиозные убеждения. Я сам однажды чувствовал себя не совсем комфортно при виде людей другой национальности. И это, как мне кажется, связано с тем, что в Беларуси представители не титульных национальностей как диковинка, мы просто не привыкли ощущать себя в мультикультурном обществе. Думаю, мы все по-другому бы себя ощущали, если среди наших друзей были бы и африканцы, и азиаты, и др. Нужно понимать главное в слове толерантность – это когда ты либо не согласен, либо чувствуешь себя некомфортно, но ты поступаешь как разумный человек, который не оскорбляет, не совершает противоправных действий и относится к другим с равноправием и уважением.

С моей точки зрения, культурные мероприятия в школах могли бы положить начало к исправлению сложившейся ситуации. И это не должно быть типичной нудной лекцией, это должно быть веселым мероприятием. Прием пищи — это явление не только биологическое, оно имеет очень важное социальное и культурное значение. Поэтому было бы очень хорошо, если бы школьников напрямую знакомили с национальными кухнями других стран, угощали лакомствами, так как это бы вызывало положительные эмоции и интерес к другой культуре. Знакомство с национальной едой одноклассников уже сегодня успешно используется в некоторых учебных заведениях США.

Стоит еще отметить про такой интересный фестиваль в Испании как «Христиане и мавры», которые проводится во многих городах. Этот фестиваль проходит в память сражений и боев между маврами и христианами во время Реконкисты. Горожане выходят на улицы в красочных костюмах, вооружившись ружьями и пиками, оседлав лошадей и верблюдов. В городе Льейда (Лерида) есть одна приятная отличительная особенность: христиане не побеждают каждый раз, а через год уступают крепость маврам. Это создает очень дружную и веселую обстановку. А сам фестиваль заканчивается красочными фейерверками.

В Западной Европе стоят немного другие проблемы, чем в Беларуси. И некоторые даже считают, что мультикультурная политика в Европе провалилась. И сторонников этой позиции после последних событий во Франции увеличилось. Но я так не считаю. Европа смогла добиться хорошего уровня толерантности. Более того представители других культур оказывают немалое влияние на развитие науки. Большое количество научных статей на Западе написано выходцами из других стран.

Теракты, совершаемые радикальными исламистами, имеют лишь косвенное отношение к мультикультурности. В странах Европы и США много представителей других культур: индусы, китайцы, армяне, евреи, филиппинцы. Однако представители этих культур не устраивают терактов. Теракты осуществлялись по всему миру вне зависимости от того, проводится ли в той стране мультикультурная политика или нет. Более того, теракты на почве радикального ислама происходят чаще всего в мусульманских странах.

Произошедшие события во Франции осудили не только все мусульманские общины Европы, но и 57 стран Организации исламского сотрудничества (ОИК), Турция и Индонезия. Представитель ОИК заявил, что насилие и радикализм являются «главными врагами ислама» и противоречат всем его принципам и ценностям, подобные теракты осуществляют преступники. В свою очередь президент Турции призвал к толерантности и заявил, что терроризм не может быть религиозным или национальным, его нельзя ничем оправдать, Турция будет и далее бороться со всеми видами терроризма.

С моей точки зрения, данную проблему нужно решать не как проблему мультикультурной политики, а как проблему именно радикального ислама в глобальных масштабах. Одной из главных проблем радикального ислама является понятие джихада. Джихад не только снимает у верующего страх смерти в войне с «неверными», но и обещает райские блаженства после смерти. Принципы, на которых базируются радикальные исламисты противоречат не только либеральным, но и любым гуманным ценностям во всех обществах, в том числе и мусульманском. Как мне кажется, политика мультикультурности не провалилась. Нужно понимать, что Европа не так слаба кажется, а это очень серьёзный и сильный радикальный ислам.

Политика, проводимая в Европе не без изъянов. В частности, должны быть начаты глобальные реформы в иммиграционной политике. Но их затрудняет еще тот факт, что большая часть иммигрантов легитимизуется на правах беженцев и под эгидой Красного Креста, а к этой группе иммигрантов сложно принимать какие-либо ограничения. Более того, европейские эксперты предрекают увеличение потока иммигрантов из Африки, а не из Китая, Индии или арабских стран. Поэтому мировое сообщество должно уделить более серьёзное внимание военным конфликтам в Африке, а также вопросам создания благоприятного инвестиционного климата, образования и социального обеспечения на этом бурно развивающемся континенте.

Также Европа должна уделить большее внимание интеграции прибывших иммигрантов. Но в долгосрочной перспективе эту проблему может решить лишь повышение качества образования. Иммигранты должны понимать истоки европейских либеральных ценностей и какую роль сыграли эти ценности в становлении благополучной Европы. Также нужно обратить внимание на мотивирование иммигрантов к труду. Они должны осознавать, каким трудом была построена современная Европа.

Остается надеяться, что мировое сообщество будет уделять большее внимание проблемам мультикультурализма и займется их более активным решением.

Павел, 21 год.
Победитель конкурса эссе «Мультикультурализм как государственная политика: прорыв или провал?»

Мнение организации может не совпадать с мнением автора текста.

Pin It on Pinterest