В данном эссе я попробую взвесить все за и против такого неоднозначного феномена как мультикультурализм. Для этого сделаем небольшой экскурс в историю. И так термин «мультикультурализм» появился в 1941 году на страницах газеты «New York Herald Tribune» в рецензии «Роман о мультикультурном человеке» на одно из сочинений американского писателя Э. Гаскела. Автор представил американское общество как космополитическое, многоязычное, для которого общие ценности утратили смысл.

Родиной этого термина являются Соединенные Штаты, но огромный вклад в его изучения внесли канадские ученные. Ведь именно в Канаде остро стоял вопрос «Квебека», и связан он был с культурными различиями этой провинции с большей частью страны. В частности это языковые различия (Квебек считается франкоговорящей провинцией, а большинство канадцев использует английский язык). Языковые различия привели к проблеме целостности государства (провинция хотела получить суверенитет). Для избежания нарастающей конфронтации власти Канады в 1971 г. объявили «политику мультикультурализма», направленную на достижение консенсуса между правительством и Квебеком. Ее смысл заключался в уважении этнического меньшинства, в праве использовать местный язык на ровне с государственным, в сохранении традиций и т.п. Избранная в 1971 г. Канадой мультикультурная ориентация была документально подтверждена в «Декларации прав и свобод» (1982), а в 1985 г. был принят «Акт о мультикультурализме».

Теперь попробуем рассмотреть «политику мультикультурализма» в Западной Европе. Страны, которые взяли её: Германия, Франция и Великобритания.

Германия после проигрыша во Второй мировой войне оказалась в кризисе . Для восстановления экономики были необходимы «рабочие руки», которых зачастую в стране не хватало. Это привело к началу трудовой миграции в страну. Трудовые мигранты прибывали в большинстве случаев из европейских стран (например, из Испании или Италии). Они спокойно ассимилировались и оставались в Западной Германии на постоянное место жительства.

В 1961 между Германией и Турцией были подписаны соглашения, упрощающие въезд турецких рабочих на территорию Западной Германии. Сперва, всё это задумывалось как временная мера, то есть иммигранты должны были вернуться на родину. В первое время так и было, поэтому ни каких проблем не было. Но вскоре все изменилось. Все чаще гастарбайтеры оставались в Германии. Получить им немецкое гражданство было весьма проблематично. Фактически государство не обращала на них внимания и не собиралось им помогать.

Только в конце 80-х и начале 90-х немецкие власти ввели в обиход «политику мультикультурализма». Они пытались изменить положение мигрантов, в стране к этому времени уже проживало «второе поколение» турок (они родились и росли в Германии). Высказывались тезисы о необходимости уважения к другой культуре, о необходимости в помощи интеграции иностранцев в новое для них общество. Наконец власти пошли на уступки и упростили получение гражданство, выплачивались социальные дотации, были гарантированы права на бесплатную медицину и образование.
Началось строительство мечетей.

Но как всегда, проблемы не заставили себя долго ждать.
1)Увеличение потока мигрантов. В страну встало въезжать огромное количество иностранцев и различных беженцев. Из государственной казны стало выделяться больше средств на временное размещение людей. Вследствие этого увеличились налоги.
2) «Столкновение цивилизаций». Большинство мигрантов исповедуют ислам, а местное население христианство (протестантизм). Возникают конфликты на религиозной почве.
Исламские фундаменталисты (например, ваххабиты), которые проповедуют «правильный ислам», вызывают опасение. После таких «лекций» часть прихожан принимают точку зрения проповедников и становятся угрозой не только для Германии, но и других стран. В их проповедях можно услышать призывы к «джихаду» (священной войне против неверных). Отметим участившиеся террористические акты со стороны исламистов.
3) Отдельным пунктом, как мне кажется, можно выделить проблему перехода немцев в ислам. Происходит переход от либеральных ценностей к более консервативным. Ислам дает чувство единства, некой общностью с другими. Этого так не хватает в современном «атомизированом» социуме.
4) Некоторые мигранты отказываются интегрироваться в общество. Они не учат немецкий язык, нигде не работают, при этом живут в муниципальном жилье, получают материальную помощь, а некоторые услуги предоставляются им бесплатно. Естественно немцы не гадают.
Канцлер Германии Ангела Меркель несколько лет сказала о провале «политики мультикультурализма». Если мигранты с европейских стран еще более или менее ассимилируются, то мигранты с Африки, как правило, нет. В принципе возможно даже вести речь о начале «исламской экспансии».
Премьер-министр Великобритании Кэмерон совсем недавно так же констатировал провал мультикультурализма. В Англии были похожая ситуация с Германией (большой поток мигрантов, отказ интеграции, выделение крупных сумм на поддержку, увеличение случаев преступлений на религиозной почве). Аналогичная ситуация и во Франции.

Уместно говорить, что мультикультурализм не оправдал возложенных на него ожиданий.
Но разве нельзя ничего сказать о положительных моментах? Конечно можно. С бюджета стран стали выделяться гранты и субсидии на изучение различных этносов, их образа жизни, их культуры. Это помогло не просто понять, как думают «они», но и дало возможность погрузиться в другой мир.
В людях стало появляться чувство толерантности к другим культурным группам.

Уменьшилось количество конфликтов на расовой, этнической и религиозной почве. Появился шанс построить сообщество людей, где неважно будет твоя культурная принадлежность, конгломерат, основанный на равенстве всех перед законом. Увы, это оказалась утопичной идеей. Загвоздка состояла в агрессивности и отсутствии желания, некоторых общностей построить диалог между собой.

Кстати, можно говорить о существовании «политики мультикультурализма» на территории Беларуси. Когда земли нашей страны входили в состав Великого княжества Литовского, то на них проживало большое количество различных этнических и религиозных групп. И трудно найти упоминания о междоусобицах. Это является наглядным фактом наличия толерантности среди населения. А в 20-х г. прошлого века в БССР было 4 государственных языка (белорусский, русский, польский и идиш), так же косвенно подтверждает равноправие этнических меньшинств.

Если попытаться проанализировать сегодняшнее положение дел, то можно сделать вывод о существовании в нашей стране скорее именно толерантности и веротерпимости, чем о мультикультурализма. Хотя, как мне кажется, это очень даже и неплохо. Главное чтобы не было никаких «выяснений отношений» между разными группами.

В своей работе я попытался в вкратце рассмотреть феномен мультикультурализма, понять, что это такое и с чем его «едят». Существует много определений данного термина, но они все сходятся в наличии толерантности и взаимопонимания в обществе. Все больше и больше становиться критиков «политики мультикультурализма», оно и понятно. Опыт европейских стран показывает полный крах этой стратегии.

P.S.: Хочу выразить благодарность организаторам за возможность испытать свои силы в данном конкурсе. Большое спасибо!

Дмитрий, 19 лет.
Участник конкурса эссе «Мультикультурализм как государственная политика: прорыв или провал?»

Мнение организации может не совпадать с мнением автора текста.

Pin It on Pinterest