Активисты Гражданского форума совместно с выпускниками Академии молодых ChangeMaker-ов и курса Youth for You стартуют с уникальной по меркам Беларуси инициативой – первой в стране фактчекинговой группой. Что такое фактчекинг? Это проверка фактов / новостей / публикаций на подлинность. В условиях информационного общества и открытого информационного конфликта, в самом эпицентре которого находится Беларусь, очень важное значение приобретает критический подход к публикациям в медиа. Растет требовательность к критическому мышлению читателей, а вместе с ней и цена доверчивости. Мы осознаем, что не все категории населения могут пройти курс по медиаграмотности и получить должный опыт работы с источниками. Поэтому мы запускаем инициативную группу FakeFighter, целью которой является борьба с фейками и манипуляциями в публикациях СМИ о белорусских событиях. Мы будем анализировать публикации в белорусских, российских и западноевропейских медиа и представлять вам итоги работы в 2 форматах:

– ежемесячный дайджест FakeFighter Observer с кратким резюме об уровне интереса к белорусской повестке со стороны российских и европейских СМИ, а также основных фейках и манипуляциях, которые существовали в публикациях;

– специальные выпуски FakeFighter Lightning («Молния») с разбором самых громких фейков / манипуляций, которые появились в медиа о Беларуси.

Наш первый дайджест вы сможете найти в разделе FakeFighter на сайте инициативы.

Какую методику мы используем в фактчекинге?

В нашем анализе публикаций мы опираемся на следующие постулаты:

I Общий анализ источника

1.1 Что за источник перед нами? Страна источника и её позиция в освещаемом источником вопросе. Как себя позиционирует источник (независимый либо партийный)? Это помогает понять, почему в источнике освещена, например, только одна из сторон конфликта и чего хотят добиться публикацией.

1.2 Кто автор публикации и есть ли сомнения в его компетентности, объективности?

II Проверка фактов

2.1 Допускались ли фактические ошибки в публикации (ошибки в должностях, датах и т.д.)?

2.2 Верифицируемость подаваемой информации: приведены ли авторы мнений, есть ли ссылки на первоисточники информации и гиперссылки на цитируемые материалы?

2.3 Проверка экспертов: являются ли эксперты таковыми, что о них известно?

2.4 Выслушаны ли все стороны конфликта, всем ли дали возможность высказаться?

III Манипуляции

3.1 Есть ли субъективные / эмоциональные / спекуляционные фразы (кликбейтность) в заголовке? Наличие кликбейтного заголовка является основанием к отнесению материала к манипуляционному.

3.2 Есть ли просторечные / спекулятивные / дискриминационные заявления в статье? Критика личности оппонента, а не самого его высказывания – это софизм и повод отнести публикацию к манипуляции.

3.3 Присутствует ли в статье «новояз», когда термины заменяются на более удобные для данного контекста (вызывающие меньшую или большую эмоциональную реакцию в зависимости от желания манипулятора).

3.4 Присутствует ли в статье «фильтрация повестки дня». Возможно какая-то часть события опущена из-за отсутствия интереса аудитории к нему (это холодная фильтрация). Или часть материала специально проигнорирована, чтобы аудитория о нем не узнала несмотря на существующий интерес (это горячая фильтрация).3.5 Прочие виды манипуляции, с которыми можно ознакомиться здесь https://azbukamedia.by/20-priemov-manipulirovanie-s-pomoshhju-smi/.

Хочешь стать частью команды фактчекеров, но не знаешь, с чего начать? Пиши нам на почту azbukamedia@gmail.com и мы расскажем. Раз в месяц мы будем организовывать онлайн-обучение по теме фактчекинга. Фактчекером может стать каждый!

Pin It on Pinterest