Задумывались ли вы, кто такой специалист, окончивший недавно ВУЗ и получивший заветный диплом? Безусловно, это человек, обладающий необходимой теоретической базой по специальности, некоторыми практическими умениями, тот, кто способен поддержать высокую культуру общения, диалога. Обычно именно такой образ ассоциативно «рисуется» в голове при упоминании бывшего студента, а ныне молодого специалиста. Однако тут же невольно возникает вопрос: а достаточно ли всего вышеперечисленного для успешной профессиональной деятельности начинающего работника?

Все чаще работодатели ищут не просто специалиста, соответствующего обозначенным критериям. Никому не нужен сотрудник, механически выполняющий свои обязанности, рутинно относящийся к реализации поручений руководителя, согласитесь.

Казалось бы, а что не так, что еще нужно? Ответ очевиден: все компании, принимающие на работу специалиста, хотят видеть в нем инициативу, творческое начало, индивидуальный подход к работе. Иными слова, «горящие» к делу глаза. То есть присутствует некий социальный заказ на подготовку именно такого работника.

Не секрет, что роль по формированию этого самого творческого начала, а если говорить академическим языком ‒ творческого мышления ‒ принадлежит университету. По мнению специалистов в области психологии, творческое мышление ‒ то, которое дает принципиально новое решение проблемной ситуации, и то, которое приводит к новым идеям и открытиям. Если проще, то это небанальный взгляд на решение ситуации или проблемы. Взгляд, где принципиальное значение имеет авторское начало, личностное восприятие ситуации конкретным человеком.  Соответственно, не творческое мышление ‒ это решение какой-либо задачи по заранее усвоенному алгоритму, плану.

И снова вопрос: какие нужны условия для развития такого мышления в процессе обучения в ВУЗе? И прежде всего здесь важно обозначить то, какой должна быть система нашего белорусского образования, чтобы это самое мышление сформировать. Обучаясь в университете 4 года на 1 ступени высшего образования, а затем поступив в магистратуру, я уже могу и очень хочу дать свою, пусть и субъективную, оценку нашей системе обучения, деятельности преподавателей, отношению к студентам. Существует не просто много, а очень много разработок «светил» психологии в области этих проблем. Я внимательно изучила их (была такая необходимость), добавила также и свой опыт. Что получилось ‒ смотрите сами.

Итак. Первый и очень важный аспект: интуиция студента. Пожалуй, одна из самых главных и наболевших проблем: студенту просто не дают проявить себя, высказать свои догадки или предположения. Часто приходилось, в том числе и лично, сталкиваться с ситуацией, когда высказав собственное мнение, догадку или предположение по какому-то вопросу или проблеме, встречалось полное непонимание со стороны преподавателя, претензии, что высказанное мнение никак логически не обосновано. Конечно, соглашусь, нужно проверить логически то, что интуитивно кажется правильным, но ведь это не первостепенно. Без интуиции не будет и логики ‒ очевидно. И как же важно преподавателю понимать это и поощрять попытку интуитивного решения проблемы, а затем мягко предложить логически и обоснованно решить ее. Именно этого так не хватает во время обучения. Как результат ‒ у студентов просто формируется устойчивый психологический барьер ‒ боязнь что-то сказать, опасаясь гнева и резкого слова своего педагога.

Дальше, второе и не менее важное условие: формирование у студента веры в себя и свои силы. Ведь тот, кто не верит в себя, априори обречен на неудачу, согласитесь. Ведь одно дело, когда подбадривающие слова говорит собственная мама (ведь это ее ребенок), и совсем другое ‒ преподаватели, коллеги в ВУЗе. Только университет может помочь студенту поверить в правильность выбранной специальности, в высокий уровень своих научных и учебных достижений и так далее. Конечно, эта внушаемая студенту вера должна быть обоснованной. Но ведь гораздо лучше немного переоценить студента, чем недооценить его. Во втором случае последствия могут стать необратимыми в виде потерянного интереса к учебе, к профессии, утраты веры в свои профессиональные возможности. И тут уж действительно поздно будет о чем-то говорить.

Третье. Важно формировать положительную среду, в которой находится студент в процессе обучения. Во многом это зависит от преподавателя. Радость от успехов, симпатия, улыбка при встрече, сопереживание любым успехам ‒ это залог не только успешного взаимодействия педагога и студента, но и гарантия психологического комфорта обоих. Но самое главное ‒ это стимул к продуктивному творческому мышлению. Отрицательные же эмоции очень сильно его притупляют.

Четвертое. Стимулирование преподавателем студентов к самостоятельному решению проблем, выбору целей и задач. Университет во многом отвечает за то, чтобы будущий специалист умел принимать решение самостоятельно, без чужих советов и расчета на какую-то помощь со стороны. Только так, как мне кажется, формируется настоящий профессионал. Лично приходилось наблюдать ситуации, когда совсем еще «зеленый» специалист отчаянно и настойчиво просит совета и помощи у коллег, боясь даже попробовать что-то сделать самостоятельно. Ключевое здесь: попробовать. Ведь никто не говорит, что «от и до» сделать все одному. Но попытаться стоит, иначе так никогда и не решишься.

Пятое. Развитие преподавателем творческого воображения студентов, поощрение «фантазирования» (в меру, конечно). Даже если иногда оно находится на грани выдумки и истины. Особенно это важно, когда студент только-только начал обучение и ему хочется проявить все свои умственные способности. А тут все желание на корню резко пресекают мол, «уйми свою фантазию, ты студент, а не школьник».

Шестое. Бюрократические формальности. Нельзя не отметить этот важный факт, волнующий без преувеличения всех студентов. Пока университет будет «загонять» своих учащихся в многочисленные бюрократические рамки, обязывая делать работы по многочисленным требованиям, ГОСТам, личным требованиям отдельных преподавателей, иными словами не трансформируется система и методы обучения в существующей высшей школе Беларуси, вряд ли студент будет стремиться творчески подходить к работе. Конечно, это не относится к видам исключительно научной деятельности, таким как курсовые, дипломные проекты, статьи для публикаций, а также различные виды самостоятельной работы студентов, когда необходимо четко отразить результаты учебной деятельности для последующего оценивания (отчеты, рефераты, дневники). Однако написание именно творческих видов работ с огромными списками требований сильно ограничивает студентов, не дает раскрыться, обязывает невольно вспоминать про необходимость упомянуть какое-то авторитетное лицо, научную классификацию и т.д. Все это отвлекает от изучения темы, прерывает творческий поток мыслей.

Безусловно, система образования в лице педагогов является самым важным «активатором» формирования и развития творческого мышления студентов. Но нельзя не учитывать тот факт, что многое зависит и от личности самого студента, согласитесь. Вернее даже так: от его личностных качеств.

Наличие или отсутствие у студента некоторых, будем говорить «показателей», влияет на генерирование им нестандартных идеи и мыслей. И тут на первый план выходят гибкость мыслей (когда студент способен мгновенно переключаться с одной мысли на другую), их оригинальность (когда высказываются идеи, сильно отличающиеся от остальных). Также нельзя не отметить любознательность ‒ то качество, которое позволяет студенту быть в курсе того, что действительно важно и нужно для него самого. Ну и, конечно, сюда относится и собственное воображение, то есть наличие огромного количества образов, ассоциаций ‒ важнейшее средство творческого мышления.

Ведь все мы разные, с разными личностными установками, природными качествами, умственными способностями. Поэтому неизбежно это сказывается на становлении и уровне творческого мышления, его дальнейшем нами применении.

 

***Будучи дипломированным журналистом по специальности, а также все еще студентом в настоящий момент, я бы хотела обозначить то, что действительно кажется мне очень важным. Так, прежде всего, чтобы мыслить творчески и креативно, не стоит зажимать себя в какие-либо рамки. Необходимо научиться давать своим мыслям полную свободу, не пытаться ограничить их каким-то определенным аспектом и направить по определенному руслу. В психологии, кстати, это еще называется свободным ассоциированием. Иными словами, прекратить, наконец, думать над каждым словом, а говорить все, что приходит в голову, не боясь осуждения. В конце концов, творческое мышление должно приносить удовольствие, вне зависимости от его результатов. И пусть из 100 высказанных идей будет принята и одобрена только одна, а может и не одной вовсе, точно появится уверенность и яркие эмоции от предпринятых попыток.

И только в случае нестандартного подхода к работе бывший студент, а ныне молодой специалист, сможет быть успешным в выбранной профессии, завоевать уважение коллег и руководства, закрепиться в профессиональной среде и подниматься по карьерной лестнице.

Елизавета Навроцкая

Pin It on Pinterest