14 июля 2014 года завершилась работа над отчетом о результатах первого в истории Беларуси исследования языка вражды в национальных СМИ. В ходе мониторинга были выявлены издания, которые активнее других разжигают вражду и ненависть в белорусском обществе по отношению к отдельным социальным группам.

Мониторинг «Язык вражды в белорусских СМИ» охватывает материалы 35 национальных СМИ, опубликованные с апреля по сентябрь 2014 года. Вашему вниманию представляем результаты за первого этапа исследования, включающего период апрель—май 2014 года.

Среди 35 отобранных для мониторинга СМИ — республиканские, региональные, государственные, независимые, газеты, телевидение и радио. Полный их список находится в Отчете мониторинга и презентации.

С подробными результатами исследования можно ознакомиться здесь. Мультимедийная презентация числовых данных доступна по данному адресу.

В мониторинге анализируется язык вражды в отношении социальных групп, выделяемых по признаку этничности, вероисповедания, сексуальной ориентации и др.

Основная цель исследования — выяснить, насколько идеологическое клише о толерантности белорусов соответствует реальности.

Общество может пропустить взрывной рост ксенофобных, гомофобных настроений и других форм неприятия инаковости без исследований уровня терпимости в обществе.

Резюме мониторинга

Первые полученные результаты стали несколько неожиданными даже для команды мониторинга. Фактически самым некорректным материалом стала публикация клипа на песню, посвященную событиям в Украине, практически лишенная комментария со стороны редакции. Самыми ксенофобными темами стали события в Украине и Кончита Вурст. Острота украинских событий ярко проявилась в топе-10 мониторинга. Вторая по популярности тема — победа на конкурсе «Евровидение» австрийского исполнителя Томаса Нойвирта, выступающего в женском образе Кончиты Вурст.

Топ-10 самых нетолерантных статей находится в полном тексте отчета. Мультимедийная презентация числовых данных тут.

Парадоксальным образом максимальное число материалов, содержащих язык вражды, было опубликовано в интернет-газете «Салідарнасць»— 7, куда вошли не только собственно статьи, но и 2 некорректных анекдота. Отдельно стоит отметить количество материалов газеты «Во славу Родины». В топе-10 некорректных публикаций они занимают 4 позиции.

Также удалось выяснить, что уровень корректности материалов в государственных и независимых СМИ практический одинаковый.

Руководитель исследовательской части проекта и автор текста отчета Виолетта Ермакова отмечает:
«Авторитарные режимы сами по себе обедняют палитру социальных групп в публичном пространстве. Люди отвыкают видеть других и становятся более ксенофобными. И поэтому представить себе, что после 70 лет в составе СССР и почти 20 при нынешней власти белорусы остались толерантными, крайне сложно».

Проект-исследование «Язык вражды в СМИ Беларуси» завершится осенью 2014 года торжественным вручением специальной премии автору худшего, по результатам мониторинга, материала. Премия носит название «Золотые яйца», которое связано с событием 18 мая 2010 года, когда видеооператор одного из минских СМИ забросал яйцами участников «Славянского гей-прайда».

Мониторинг «Язык вржды в белорусских СМИ»,
в рамках кампании «Журналисты за толерантность».

Pin It on Pinterest