Мысль о статье, которая однозначно возбудит значительную часть моих знакомых против такой точки зрения (и, тем более, настроит агрессивно бОльшую часть белорусского общества) возникла, признаюсь, давно. Годами эта тема тлела во мне, то потухая под валом насущных и более острых проблем, то вспыхивая обжигающим сознание огнём. Очередным катализатором, сподвигшим меня взяться за компьютерное перо, стал день города в Могилеве. Уж редкий гражданин теперь задумывается, почему же мы празднуем 750-летие Могилева, приурочив его к битве времен второй мировой войны на Буйничском поле. Ну празднуем и празднуем, главное, что шалманы с дешевой водкой появятся да и «культурную» программу в лице ветхозаветного Льва Лещенко городские власти обеспечили.

Но сущность историка восстает против! 750 лет истории города, судя по такому подходу, – это просто красивая цифра. Зачем, если вся наша история идеологами втиснута в 75 лет советской бытности, а та, в свою очередь, непрестанно находится в коленопреклонённом состоянии перед Великой Отечественной войной? Не сомневаясь в обилии уже летящих в меня плевков со стороны коммунистических душ, продолжу – сколь долго ещё продолжится сакрализация данного, несомненно, важного, но далеко не единственного события в нашей с вами богатой истории? День города приурочен к битве за Могилев, день независимости целой страны приурочен к освобождению одного отдельно взятого города от войск противника. А не пора ли уж тогда и отсчет Нашей эры вести от Дня Победы? Право же, какое там Рождество Христово, когда у нас в прошлом такие священные даты! Ведь мало у нас в календаре гульбищ на костях 28 миллионов жертв войны, мало в нас ненависти к Западу, мало наклеек на автомобилях блистающих до ослепления пешеходов умами водителей «на Берлин!» и «спасибо деду за победу!».

Кстати, о дедах. 2 года назад на глаза попался лозунг, который глубоко (аж до поста на своей странице в facebook) запал в душу. «1917 – 1991. Деды умирали. Когда по Москве пройдут люди с портретами замученных в ГУЛаге? Или эти деды не важны?» Не важны ли деды, отстаивавшие наши земли в «кровавом потопе» 1654-1667 гг., когда по некоторым данным, из 2,7 млн. населения белорусских земель погибло 1,4 млн.?! Не важны и те, кто навеки остался в окопах первой мировой? Судя по всему не важны. У нас вообще развит культ войны. Она у нас в крови, а сама кровь на руках, и отмывать-то её не желаем. С каждым годом всё больше появляется постаментов с танками (где вы их только берете!), пушками, бюстами героев ВОв. В моем родном Кричеве для того, чтобы водрузить очередной танк (естественно дулом смотрящий в сторону Польши, куда по московской трассе проносятся сотни недоумевающих поляков-дальнобойщиков) снесли небольшой, но всё-таки парк. Перед входом на ж/д вокзал теперь стоит пушка. Наверное, чтобы в случае чего граждане без промедления бросились расстреливать прибывающие эшелоны с немцами.

Везде элементы и символика войны. Георгиевские ленты, военная техника, агрессивная риторика на ТВ. А я не хочу про войну. Хочу торжество мира. Не хочу, чтобы мои потомки видели войну в розовых очках, как нечто героическое и торжественное. Мои дети не будут читать Бориса Полевого и его Повесть о настоящем человеке. Они будут читать Э-М. Ремарка. Они запомнят другое представление о войне и победе. Не в виде салютов и парадов громыхающей военной техники, а в виде слов о войне лауреата Нобелевской премии по литературе Ж.-М. Г. Леклезио:

«Когда мы впервые прибыли сюда, из такого далека, то по-другому представляли себе смерть: смерть при свете дня, в лучах славы, с кровавой звездой на груди. Но смерть коварна и лжива, она бьет исподтишка, уносит людей ночью, во сне, незаметно для окружающих. Она топит их в болотах, в грязных лужах на дне оврагов, душит под землёй, замораживает тех, кто лежит в лазаретах, в дырявых палатках, тех, у кого бледные лица и впалая грудь, тех, кого гложет дизентерия, пневмония, тиф».

Перечитываю почти завершенную статью и всё же задаю себе вопрос: так что же на самом деле меня сподвигло написать её? Возмущение? Нет. Несколько недель назад посещали наш город знакомые из Дании. Конечно же завели мы их Буйничское поле, предложили сфотографироваться с танками. Те дипломатично отказались: «Мы не хотим фото войны, мы любим мир». А что любите вы?

 

Игорь Никитин

Заместитель Председателя

РОМО «Гражданский Форум»

Pin It on Pinterest