Теория и практика

«Какие у вас чистые города, широкие улицы, приятные люди! – отзываются иностранные гости о Беларуси, впервые оказавшись здесь, а после добавляют: — Удивительно, в городе так мало инвалидов!»

Действительно, выйдя на улицы Минска редко встретишь человека в инвалидном кресле или с белой тростью в руках, свободно перемещающихся по городу. Зайдя в общественный транспорт вы скорее обнаружите здоровых людей, занимающих места с обозначением «для инвалидов». Еще реже настоящих инвалидов вы увидите в кафе, галереях, театрах.

Так на самом ли деле в наши городах мало людей с ограниченными возможностями или все дело в непроработанной инфраструктуре?

Чтобы разобраться в этом вопросе, мы решили проверить насколько удобен Минск для беспрепятственного перемещения инвалидов. Здоровые люди, живущие полноценной жизнью, зачастую просто не обращают внимания на наличие или отсутствие плавных спусков, пандусов, лифтов, позволяющих людям с ограниченными возможностями значительно облегчить свой путь. В итоге данные вопросы замалчиваются, а инвалиды так и остаются зависимыми от помощи посторонних. Потому, оценивая Минск на удобство безбарьерного перемещения, особое внимание мы обращали на выходы из подъездов, въезды в аптеки, магазины, кафе, наличие пандусов в переходах и плавных спусков.

Социальный эксперимент

Для более полного представления о состоянии данной инфраструктуры, мы провели небольшой эксперимент. Представив на какое-то время себя инвалидами, мы, находясь в инвалидном кресле, попытались совершить прогулку по городу, начиная свой путь прямо из квартиры. Первым препятствием на нашем пути стал заезд в лифт. Он оказался слишком узким для такой коляски. Пробуем спускаться по лестнице и выясняем, что совершить это без посторонней помощи также невозможно. Приложив множество усилий и оказавшись наконец на улице, встречаем новые препятствия: высокие бордюры, необорудованные переходы. При посадке в троллейбус снова возникли сложности, поскольку ступенька оказалась слишком высокой, чтобы забраться туда самостоятельно. Перейти дорогу также оказалось тяжело в основном из-за отсутствия спусков, в некоторых случаях из-за пересекающих её трамвайных путей.

Встречались нам и заведения со специальными заездами, хотя зачастую, человеку с ограниченными возможностями, который заехал на крыльцо, трудно открыть саму дверь и попасть непосредственно внутрь. В районе железнодорожного вокзала мы все же нашли хороший переход, оборудованный пандусами, а также специальный лифт. Такие лифты уже присутствуют и на некоторых станциях метро, хотя, как видим, этого еще недостаточно для свободного перемещения инвалидов.

Ощутить себя на месте людей с ограниченными возможностями могли и обычные прохожие. Им мы предлагали выполнить определенные задания: заехать в магазин, пересечь дорогу, после чего участники делились впечатлениями.

В результате эксперимента мы пришли к выводу, что безбарьерная среда Минска еще недостаточно проработана и по-прежнему требует внимания и отдельного финансирования. Напоследок мы хотим обратиться ко всем жителям нашей страны: не оставайтесь безучастными и предлагайте помощь людям с ограниченными возможностями, если видите, что они в ней нуждаются. Не забывайте, как непросто им дается даже обычный выход из подъезда! Проверено на себе.

По всем вопросам и предложениям можно обращаться по электронной почте socialinclusions@gmail.com

Также команда РОМО Гражданский форум начала разрабатывать сайт www.socialinclusion.by, который направлен на выявление мест города Минска с проблемами для свободного передвижения. Сайт находится в непрерывном процессе доработки, принять в этом участие может любой желающий.

Проект прошел при поддержке «Caritas Czech Republic» и РОМО «Гражданский Форум»

Pin It on Pinterest